ivin_vv (ivin_vv) wrote,
ivin_vv
ivin_vv

Category:

Морозное очарование и душевная теплота Якутии

Татта

2014-12-18 10.53.21

Выехав из Якутска направляемся в Татту...

Татта - это река в Якутии, правый приток Алдана, который в свою очередь впадает в Лену. Так же Таттой в просторечие часто называют территорию, где протекает одноимённая река, и соответственно Таттинский улус (административный район), который и являлся первой нашей целью после Якутска. Столицей Таттинского улуса является село Ытык-Кюёль.

01. Из Якутска мы выехали рано, т.к. предстаяла не только дальняя дорога, но и казённая работа... В Ытык-Кюёле надо быть к 10:00. Расстояние вроди бы и небольшое, но дорога здесь непростая. Часть её проходит по зимнику через Лену, часть по Калымскому тракту. В дороге может всякое случиться. Тем более за бортом зима и -52..50°С.
Татта_00

02. По пути остановились на завтрак в придорожном кафе "Сандалы". Еда не понравилась... Будете проезжать мимо, проезжайте дальше.
Татта_01

03. Начинает светать. Сквозь тьму и туман пробивается скупое северное солнце.
Татта_02

04. На улице морозно (-52°С), но тихо - практически штиль.
Татта_03

05. Утро в Якутии, за полчаса до рассвета.
Татта_05

06. Вот-вот взойдёт солнце.
Татта_04

07. Через некоторое время въезжаем в Таттинский улус. Это герб Таттинского улуса - священное вечнозелёное дерево "Аал-Луук мас".
Татта_06

Геральдическое описание гласит:

"В золотом поле зеленое древо жизни "Аал-Луук мас" в виде ствола с попарно расходящимися ветвями без числа, на концах загнутыми и процветшими. Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)".

Центральная фигура герба-стилизованное изображение священного мифологического дерева народа саха "Аал-Луук мас", символизирующего собой духовное и культурное развитие, тягу к жизни.

Алмазы в собой стилизации, аналогичной их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).


08. "Приветвтвует Земля Олонхо" - скульптурная композиция на въезде в Татту.
Татта_07

09. Вот и солнышко показалось.
Татта_08

10. Якутская коновязь (Сэргэ). Сэргэ часто устанавливается на границе землевладения (в данном случае на границе улусов) и служит для определения границ и для проведения культовых мероприятий.
Татта_09

Якутские коновязи делятся по назначению на три группы:

В первую — надворную группу входят коновязи, которые ставят у жилья и используют по их прямому назначению — для привязывания коня. Ко второй группе относятся культовые столбы, использующиеся при проведении культовых религиозных обрядов. И третья группа коновязей устанавливается на традиционном празднике Ысыах, который тесно связан с культом коня.

В каждой из выше перечисленных групп имеются коновязи разного назначения, имеющие различное конструктивное решение и свою особую орнаментику. Например, свадебные коновязи устанавливали на усадьбе жениха. Вырезали их из сосны высотой 2-2,5 метра. Коновязь жениха имела навершие в виде головы коня, а коновязь невесты — в виде чорона, кумысного кубка. Наиболее разнообразны культовые коновязи. Среди них — шаманские коновязи с рогатыми навершиями, коновязи духам семейного очага, маленькие коновязные столбы, которые ставились в хотонах (хлевах) и были связаны с конем. Они вырезались из осины, украшались резным орнаментом в виде валиков и пестрым волосяным шнурком «сэлэкэ». К этой же группе относятся коновязи, которые ставились на могилах и т. д. В наши дни наибольшее распространение получили различные коновязные столбы, связанные с праздником Ысыах, а также коновязи, посвященные памятным и юбилейным датам в жизни России и Республики Саха (Якутия).

(Яковлев В.Ф. Коновязь Сэргэ. Ч. 1-2. — Якутск, 1990-1993)

11. Вечер в кафе стилизованном под национальное якутское жилище - "бревенчатый балаган".
Татта_10

Таких добрых и душевных людей, как в самом Ытык-Кюёле и соседних Таттинских наслегах, давно не приходилось встречать.

А какой мелодичный якутский язык! Мы не один вечер слушали, а потом и сами подпевали, якутские песни. А когда начались "танцы народов севера" даже сачкануть не было возможности - в "круг" были привлечены все. Поэтому и фото нет ибо "плясал" в это время.


12. Якутская печь.
Татта_11

13. Коллеге, как бывалому (он в Якутии не в первый раз) доверили приготовление строганины из чира и муксуна.
Татта_12

14. Наша гостиница "Уют". Конечно уюта в ней было маловато, но как место для временного ночлега сойдёт вполне.
Татта_13

15. Местная школа.
Татта_14

16. Село Ытык-Кюёль.
Татта_15

17. Ветра в декабре редкость, поэтому часто возникают такие многослойные "эскимо" на столбах и иных поверхностях. По ним можно определить сколько раз за сезон выпадал снег.
Татта_16

18. Командировка продолжается, поэтому пробыв на гостеприимной Таттинской земле 3 дня, продолжаем свой путь дальше в сторону Амгу...
Татта_17


Предыдущие части зимней якутской авантюры:
- Пролог
- Прибытие
- Подготовка автомобиля к якутской зиме
Tags: 2014, Природа, Россия, Якутия, автопутешествие, времена года, путешествие, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments